
Речь о России, конечно же.
О скучных материях, таких как бюджет и отношения внутри власти по поводу его
И о том, как всё это видится со стороны - представителями крыла, условно называемого либеральным.
Кому неинтересны эти материи, могут остаться в тематике лёгкого чтива.
Для начала - несколько вводных.
Важное отличие нынешнего кризиса от предыдущего, случившегося в 2008-09 гг., (помимо уже названных) - отсутствие у государства возможности залить пожар деньгами. Такой же резкий рост бюджетных расходов, какой был использован в борьбе с импортированным финансовым штормом, теперь лишён неинфляционных источников. Мировые цены на нефть не торопятся восстанавливаться к спасительному уровню выше 100 долл./баррель, зарубежный капитал совсем не стремится на российский рынок, внутренние ресурсы
Расходы федерального бюджета в неизменных ценах и в % к ВВП в 2006–2018 гг.

Источник: Минфин РФ, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Короче, бюджетный пирог сокращается, и теперь власти, по версии сторонних наблюдателей, находятся перед выбором - пушки либо масло. Закулисная борьба между силовиками и социальщиками за долю в расходах определяла государственную политику на протяжении последнего десятилетия.
Доли расходов на оборону и безопасность и на трансферт Пенсионному фонду в общем объеме расходов федерального бюджета

Источник: Минфин РФ, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
За первую половину этого срока доля расходов федерального бюджета на трансферт Пенсионному фонду выросла до рекордных 26,1% (в 2010 г.). Но затем силовики отыгрались. В 2014 г. пенсионные расходы пришлось снизить до 17,4% за счёт приостановки перечислений страховых взносов на накопительную пенсию. Зато траты на оборону и безопасность достигли максимума.
Но сейчас уже понятно, что даже в большом государственном кармане денег больше не станет, а очередной электоральный цикл приближается.
Расходы расширенного бюджета в неизменных ценах и в % к ВВП в 2006–2018 гг.

Источник: Минфин РФ, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Поэтому в бюджет на 2016-18 гг. заложено некоторое снижение расходов на оборонку и некоторый рост на социалку. Но силовое лобби вряд ли смирится с такими потерями.
Обострение конкуренции за ресурсы между социальным и силовым блоками в условиях растущих бюджетных ограничений является самым серьезным вызовом сложившимся с середины 2000-х гг. механизмам поддержания социальной стабильности, утверждается в свежем обзоре Центра развития НИУ Высшая школа экономики. В переводе на русский язык, аппетиты "силовиков" - главный источник риска внутри страны.
Согласны ли вы с таким диагнозом? Или же полагаете, что эксплуатация образа внешней угрозы и необходимости сплотиться для её отражения нивелирует социальный протест?
Journal information