А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Categories:

О главном риске на ближайшую трёхлетку

Risk_Balance2

Речь о России, конечно же.

О скучных материях, таких как бюджет и отношения внутри власти по поводу его дележа распределения.

И о том, как всё это видится со стороны - представителями крыла, условно называемого либеральным.

Кому неинтересны эти материи, могут остаться в тематике лёгкого чтива.

Для начала - несколько вводных.

Важное отличие нынешнего кризиса от предыдущего, случившегося в 2008-09 гг., (помимо уже названных) - отсутствие у государства возможности залить пожар деньгами. Такой же резкий рост бюджетных расходов, какой был использован в борьбе с импортированным финансовым штормом, теперь лишён неинфляционных источников. Мировые цены на нефть не торопятся восстанавливаться к спасительному уровню выше 100 долл./баррель, зарубежный капитал совсем не стремится на российский рынок, внутренние ресурсы профуканы весьма скромны. Поэтому в бюджетной политике государство теперь вынуждено неравномерно распределять разочарования вместо того, чтобы равномерно раздавать надежды.

Расходы федерального бюджета в неизменных ценах и в % к ВВП в 2006–2018 гг.
Bud1
Источник: Минфин РФ, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Короче, бюджетный пирог сокращается, и теперь власти, по версии сторонних наблюдателей, находятся перед выбором - пушки либо масло. Закулисная борьба между силовиками и социальщиками за долю в расходах определяла государственную политику на протяжении последнего десятилетия.

Доли расходов на оборону и безопасность и на трансферт Пенсионному фонду в общем объеме расходов федерального бюджета
Bud2
Источник: Минфин РФ, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

За первую половину этого срока доля расходов федерального бюджета на трансферт Пенсионному фонду выросла до рекордных 26,1% (в 2010 г.). Но затем силовики отыгрались. В 2014 г. пенсионные расходы пришлось снизить до 17,4% за счёт приостановки перечислений страховых взносов на накопительную пенсию. Зато траты на оборону и безопасность достигли максимума.

Но сейчас уже понятно, что даже в большом государственном кармане денег больше не станет, а очередной электоральный цикл приближается.

Расходы расширенного бюджета в неизменных ценах и в % к ВВП в 2006–2018 гг.
Bud3
Источник: Минфин РФ, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Поэтому в бюджет на 2016-18 гг. заложено некоторое снижение расходов на оборонку и некоторый рост на социалку. Но силовое лобби вряд ли смирится с такими потерями.

Обострение конкуренции за ресурсы между социальным и силовым блоками в условиях растущих бюджетных ограничений является самым серьезным вызовом сложившимся с середины 2000-х гг. механизмам поддержания социальной стабильности, утверждается в свежем обзоре Центра развития НИУ Высшая школа экономики. В переводе на русский язык, аппетиты "силовиков" - главный источник риска внутри страны.

Согласны ли вы с таким диагнозом? Или же полагаете, что эксплуатация образа внешней угрозы и необходимости сплотиться для её отражения нивелирует социальный протест?

Tags: Россия, аналитика, бюджет, власть, государство, общество, оппозиция, прогноз, риск, спад, финансовый кризис, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “бюджет” Tag

promo a_nalgin november 8, 2028 18:28 692
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments