А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Categories:

О гуманном отношении к должникам

DebtChains-1

Как я уже говорил деньги родились из долгов. А вовсе не наоборот.

Долги древнее денег, и в отношении к первым человечество проделало очень долгий путь. Не исключено даже, что смена отношения к долговым обязательствам, должникам и кредиторам стала одним из движущих факторов перехода от одного строя к другому.

Во всяком случае, такие переходы совершаются по человеческой воле, а не по Божьему произволению и не потому, что в учебниках истории так записано. Воля же во многом проистекает из других моральных категорий.

Итак, в отношении должников человечество прошло как минимум четыре стадии.

На первой, самой ранней, долги были в основном обязательствами моральными, а не финансовыми или вещными. Древние наши предки, жившие коллективно, понимали, что все в одной лодке, и вообще сегодня ты, а завтра я. Сегодня ты прессуешь нерадивого должника, а завтра вам сражаться бок о бок против набега соседнего племени, и как он будет прикрывать тебе спину, если ему выгоднее твоя смерть в бою, обнуляющая его долг? Поэтому к должникам применялись в основном меры морального характера. Их осуждали, к примеру, на совете старейшин, их могли отрезать от новых кредитов, что, кстати, было довольно сильным рычагом воздействия в мире, где выживание в одиночку было как минимум проблематичным. Но не было специальных коллекторов с дубинами, приставов, описывающих имущество должника, и прочих атрибутов цивилизованного урегулирования долговых споров.

Но когда из племён стали образовываться государства, началась вторая стадия. И отношение к должникам круто поменялось. Отчасти потому, что монополию на долги государство взяло на себя. Отчасти потому, что в больших объединениях людей, не связанных родственными узами, меры общественного порицания оказались совершенно неэффективными. И государственная власть, самый большой кредитор и самый большой должник, резко взялась за кнут. Долги стали вынуждать отрабатывать, а чтобы должник не увиливал, должников стали обращать в рабство.

Да, кредитное рабство имеет давние корни. Вот только смысл этих слов в древнем мире был совсем иной, нежели тот, что вкладывают в них офисные менеджеры, взявшие заём на айфон. Раб утрачивал не только личную свободу, но и человеческую субъектность. Он становился чужой собственностью, практически вещью в прямом смысле слова. За убийство чужого раба, к примеру, наказание было даже меньше, чем за кражу имущества (собственных рабов их владелец вообще имел право убивать невозбранно).

Когда же рабовладельческий строй пал под грузом внутренних противоречий и натиском свободных кочевников, умные люди сделали правильные выводы. Вместо того, чтобы нерадивых должников "овеществлять", их стали закрепощать. И это была уже третья стадия отношения к долгам. Феодальная. За долги людей лишали свободы передвижения и нагружали обязанностями трудиться на кредитора вплоть до полного погашения долга. Но при этом, в отличие от рабов, крепостные могли иметь какое-то личное имущество, их жёны-дети не становились автоматом чужой собственностью, хотя и обязаны были так же отрабатывать долг. Конечно, тогдашние уголовные кодексы считали убийство крепостного менее тяжким проступком, чем убийство свободного крестьянина/горожанина и тем более феодала-рыцаря. Но всё же оно каралось именно как убийство, а не как порча имущества, и считалось грехом.

Наконец, на четвёртой стадии за дело взялись капиталисты, на мельницы которых лили воду тогдашние писатели-интеллектуалы, выступавшие против несправедливостей долгового крепостничества. Многие феодальные ограничения свобод были сняты, должники оказались ответственными лишь своим имуществом. Впрочем, как рудимент феодальной эпохи во многих капстранах вплоть до начала XX века были и долговые тюрьмы. Тем не менее, в основной массе отношение к должникам вновь смягчилось. У них отнимали за долги только вещи, а не свободу или жизнь. Система оказалась в целом работоспособной.

Но в наши дни, похоже, зреет новая, пятая стадия отношения к должникам.

На трёх предыдущих долг считался настолько сильным обязательством, что возвращать его надо было любой ценой. В сущности, при движении от рабства к капитализму менялась только цена вопроса (сначала жизнь, потом свобода, затем только имущество), но не главный принцип. Долг в любом случае оставался обязательным для погашения вне зависимости от контекста.

Сейчас в некотором смысле происходит возврат к первобытным ценностям. Идут разговоры о том, что не только должник обязан кредитору, но и кредитор - должнику. Что часть ответственности за долг по справедливости надо бы переложить на заимодавца, а от принципа погашения любой ценой надо отходить.

В этой новой парадигме возникают неудобные для кредиторов вопросы. Скажем, если тиран и диктатор набрал займов у МВФ, оформив их как госдолг, и сбежал, опустошив государственную казну, должно ли всё население этой страны бедствовать, оплачивая чужие счета? Особенно, если оно от этих займов ничего не получило?

Или, скажем, если к банкиру пришёл человек, рассказал об известном только ему способе 100% выигрывать в рулетку, взял кредит на игру, продулся в пух и прах, а затем застрелился, может ли банкир требовать возврата долга с наследников заёмщика? А если попытка суицида была неудачной, но должник стал нетрудоспособным инвалидом, оправданно ли конфисковывать у него остатки имущества, обрекая на нищету? Или всё же кредитор в таких случаях сам должен расплачиваться за свою алчность, застившую ему глаза?

Подобного рода рассуждения, конечно же, ещё далеки от мейнстрима. Банковско-финансовое лобби делает всё, чтобы их заглушить. Но асфальт пробивает зелёный росток. Сентенции о моральной стороне долга и об ответственности кредитора мало-помалу набирают популярность. Особенно в свете разработки экономической наукой такого направления, как moral hazard и его влияния на экономическую жизнь.

Так что, как знать, возможно, через годы или десятилетия человечество уже на новом витке спирали вернётся к тому, с чего начало. К взаимности обязательств и относительности долговых требований. Это станет не столько концом классического капитализма, сколько началом какого-то нового строя...

А вы как относитесь к должникам? А к кредиторам?

Tags: денежная эмиссия, капитал, кредиты, общество, теория
Subscribe

Posts from This Journal “теория” Tag

promo a_nalgin november 8, 2028 18:28 692
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments