А.Нальгин (a_nalgin) wrote,
А.Нальгин
a_nalgin

Category:

О частных деньгах

CoffeeMoney

Принято считать, что монополия на чеканку монеты или эмиссию денег давно и прочно принадлежит государству. И даже тот исторический факт, что верховный правитель, монарх или суверен мог делегировать это право вассалам рангом пониже (или Церкви), не колеблет подобное мнение.

Да и Федеральный Резерв США, печатающий доллары, настолько прочно интегрирован в финансовую систему государства, что как-то забывается о частных банках, стоявших у истоков ФРС.

Но история знает немало примеров того, как частные предприятия в силу разных обстоятельств чеканили собственные деньги, а частные граждане предпочитали их монеты продукции королевских монетных дворов.

В 1644 году, всего через пару лет после роковой ссоры английского короля с им же созванным парламентом, для монетного дела настало смутное время. Волна подделок национальной валюты захлестнула страну, и некому было с ней бороться. Лорды и стражники были заняты решением куда более важных вопросов.

В общем, принимать официальные деньги стало делом рискованным. Тогда многие компании начали вводить свои знаки оплаты. Например, жетон на фото чеканился кофейней Тимоти Чайлда Ye Coffee House, располагавшейся на Russell Street. Он был эквивалентом дореволюционных полпенни и давал возможность получить одну чашку кофе. Фокус в том, что любитель, скажем, свежих фруктов мог обменять ненужный ему кофейный жетон на некоторое количество фруктовых (их выпускал Джон Эштон с той же самой Russell Street). И наоборот.

По сути, в Англии XVII века сложился и функционировал полномасштабный валютный рынок, на котором продавались и обменивались частные деньги.

Только реставрация монархии с воцарением Карла II позволила со временем навести порядок в денежных делах, и корпоративные жетоны заняли своё место в музеях.

Примечательно, что уже в XX веке жетоны вытеснили официальные деньги, например, в московском и питерском метро. Анахронизм, но забавный.

А выводов тут может быть много. Но первый и самый главный лишь подтверждает одну простую мысль: деньги - это всё то, что люди договорились считать деньгами, а не то, что принуждает их считать таковыми государство.

И ещё. Всякие программы лояльности, дисконтные карты и прочие купоны на покупку - изобретение с многовековой историей.

Tags: бизнес, власть, государство, денежная эмиссия, маркетинг, общество
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • О сгоревших деньгах

    Он погорел на деньгах. Иногда так говорят про людей, но в нашем случае речь пойдёт про целый парламент. И не какой-нибудь коррумпированный…

  • О стране долларовых миллиардеров

    Фото © Reuters. В этом государстве даже дети могут считать себя долларовыми миллиардерами. Тем не менее, все его жители бедны, как церковные…

  • О достижениях фальшивомонетчиков

    За стеклом одной из витрин Британского музея в Лондоне экспонируется такая вот стопка долларов, самых обычных на вид. Слегка потрёпанных, но не…

promo a_nalgin november 8, 2028 18:28 692
Buy for 50 tokens
Всем добро пожаловать в мой Альманах! Что бы ни побудило вас подписаться — понравившийся ли пост, рекомендация ли друга, счастливый ли случай — я искренне рад этому. Присоединяйтесь, читайте, обсуждайте. Экономика, которой в основном посвящен Блог о дружбе с головой и деньгами, хороша тем,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments