Китай осознал себя сверхдержавой и решился.
Решился, например, предлагать миру собственные ценности.
Например, великую китайскую мечту как альтернативу великой американской.
На пути к возрождению своей древней славе, Китай вдохновляет своё население и народы мира новой концепцией: китайская мечта. Её выдвинул Си Цзиньпин, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая (КПК), в ноябре 2012 года Китайская мечта о Великом Возрождении не только нашла отклик у китайского народа, но начала, верите или нет, менять мир.
Эта цитата взята из большой статьи на Синьхуа, официальном рупоре КПК, которую можно назвать программной. Мечта пока вербализована в трёхступенчатом слогане - процветающая страна, деятельная нация, счастливый народ. Но много интересного кроется в деталях.
Китайскому капиталу становится тесно в национальных границах и он стремится покорять мир. Китай участвует и продвигает десятки амбициозных проектов на разных континентах, от развития энергетики и металлургии в Индии до строительства трансконтинентальной железной дороги, которая соединит Тихоокеанское побережье Перу с Атлантическим побережьем Бразилии. Одновременно он хотел бы стать инновационным лидером, предлагающим миру свои технологии в самых разных сферах.
Древние китайцы оставили неизгладимый след в мировой истории, изобретя компас, бумагу и порох, цивилизации шёлк и фарфор превосходного качества. Сейчас план "Сделано в Китае-2025" предлагает дорожную карту, чтобы превратить КНР из всемирной фабрики в мирового инноватора, изобретателя и конструктора.
Причём всё это, по возможности, избегая геополитических конфликтов.
Отличительная особенность современного глобального ландшафта - мирное возвышение ряда развивающихся стран, включая Китай, и дальнейший рост развитых стран. Хотя некоторые люди до сих пор сохраняют менталитет "холодной войны" и конфликты разоряют некоторые страны, мирное развитие стало темой №1.
Некоторые могут спросить, будет растущий Китай конфликтовать с другими странами или стремиться к мировому господству? Ответ отрицательный. Напротив, Китай предлагает новый тип отношений, в которых страны могут сотрудничать практически во всех сферах, включая торговлю, инвестиции, культуру и безопасность, а также решать острые глобальные или региональные проблемы посредством плотных консультаций. Эта идея может дать миру новую парадигму в решении религиозных, этнических и геополитических конфликтов.
Конечно, подобная риторика присуща многим странам. Кроме того, сам Китай вовсе не является образчиком неконфликтного поведения, например, в решении территориальных споров с Японией, урегулировании тибетской проблемы и отношениях с Тайванем. Однако в остальных частях света крепнущий голос Китая слышен всё более отчётливо. И с ним считаются. Ведь считаются с тем, у кого больше экономической мощи, а не с тем, у кого поведение пацанское.
И вот теперь - китайская мечта как новый идеал для мира.
Вытеснит ли она великую американскую мечту? И осуществит ли это мирно?
Journal information