
Эта история сравнительно недавняя, но уже успевшая обрасти многими легендами и мифами.
Говорят, например, что для Украины, Прибалтики, Молдовы, Грузии выход из СССР был шагом к свободе и независимости, а для России распад искусственного образования вдруг стал поражением в войне... Что распад СССР кажется им ... не прекрасным днём, когда рухнула тюрьма народов, а геополитической катастрофой.
Странно это. Был ведь референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года, где за спасение обновлённой "тюрьмы народов" высказалось 70% украинцев и 71% россиян. Что это - стокгольмский синдром или всё же свободный выбор свободных людей (а на излёте Перестройки репрессивный аппарат поизносился и свобод было поболе, чем сейчас в любой постсоветской стране)?
Впрочем, один элемент угнетения точно был. Вторым секретарём в каждом республиканском ЦК сидел непременно русский. И курировал идеологию, попутно выступая оком государевом на местах.
А что на более низких уровнях?
Помню, что в те годы национальный вопрос нас, школьников, не волновал совсем никак. В моём классе - дело было в Москве - учились два украинца, один казах и один грузин. Конфликты подростковые были, конечно, однако ни разу - с национальной подоплёкой. И устроили мы разок воспитательный момент однокласснику не за фамилию на -енко, а за стукачество. Причём второй товарищ на -енко внёс свою лепту в воспитание первого.
Расхожий фразеологизм «Тюрьма народов» возник на основе сочинений французского маркиза Астольфа де Кюстина, путешествовавшего по России в 1839 году. Тогда же умные люди ответили ему, что Россия к началу царствования Николая I осуществила столько прогрессивных мер на национальных окраинах (освобождение крестьян Прибалтики от крепостной зависимости, придание привилегированного статуса Финляндии и Польше и т. д.), что уместно говорить скорее о дискриминации коренного населения России, чем о дискриминации и угнетении национальных меньшинств. Но миф оказался живуч.
Так можно ли говорить о "тюрьме народов" применительно к позднему СССР? Кто был тюремщиком и в чём именно угнетали заключённых? И почему междусобойчик трёх алкоголиков в Беловежской глухомани, поставивший крест на недвусмысленно выраженной воле народов, должен считаться праздником прогрессивно мыслящих людей™ (а кто не с ними, тот ватник и совок)?
Journal information