Вероломно девальвировав юань в интересах стимулирования национального хозяйства, Китай вольно или невольно нанёс удар по России. Точнее говоря, даже три удара.
Во-первых, от этого шага Нацбанка Китая сильно и не совсем заслуженно пострадал российский рубль. Morgan Stanley включил его в Проблемную десятку национальных валют, чья уязвимость перед снижением обменного курса ренминби наиболее велика. Всех их объединяет значительная экспортная ориентированность экономик и высокая доля Китая во внешнеторговых связях.
И хотя по степени возможного негативного эффекта от девальвации китайской валюты рубль находится не на первых позициях, пребывание в списке валют-аутсайдеров - не самое благое дело.
Во-вторых, девальвация юаня, применённая в качестве решительного средства переломить негативные тенденции в китайской экономике, сформировала негативные ожидания в отношении глобального экономического роста. И, соответственно, в отношении цен на сырьевые товары - нефть, газ и металлы в первую очередь. Для нефтезависимого рубля это ещё один аргумент в пользу слабости. Антибонусом к этому идёт переговорная позиция КНР по импорту углеводородов из России, которая уже ужесточается.
В-третьих, действия Китая ставят под сомнение экономический потенциал БРИКС. С учётом уже известных прогнозов о слабой пятёрке валют развивающихся рынков, все денежные единицы этого геополитического объединения так или иначе объявлены не внушающими доверия.
Возможно, в этом есть некий элемент мягкого сдерживания союза 5-ти стран, который в последнее время начал обретать черты некоего института, способного не только к декларациям ни о чём во время редких саммитов. Ожидания в отношении БРИКС заметно потускнели, и связанные с ними амбиции - тоже.
Меж тем естественно и незаметно почили такие громкие проекты, как Москва - международный финансовый центр и Рубль - мировая резервная валюта. Мечты об энергетической сверхдержаве улетучиваются по мере угасания надежд на быстрый возврат нефтяных цен хотя бы к прошлогодним максимумам. Наконец, Искандеры тоже прекращают свой смех.
Станет ли китайский удар по рублю ещё одним отрезвляющим фактором?
Journal information