
Как обычно, ничто не предвещало беды...
Нет, конечно, звоночки были. И под ложечкой смутно посасывало. И понимание, что деревья не растут до небес, становилось всё сильнее. Но экономические отчёты были бодрыми, финансовые данные компаний - сильными, заявления разных сведущих людей - оптимистичными. И отчаянная надежда, что катастрофы удастся избежать, грела душу (и финансовый счёт).
А затем в одночасье всё перевернулось с ног на голову. Неожиданно пришла новость, что... Да неважно, что! Ничтожного дуновения оказалось достаточным, чтобы карточный домик мнимого финансового благополучия рассыпался. И зазвучали другие голоса - мрачные. Откуда-то вылезли прежде незнакомые эксперты с торжествующим мы же вас предупреждали. Умные люди в строгих костюмах с похоронными лицами стали рассказывать, как всё плохо и как станет ещё хуже. Ощущение надвигающейся катастрофы заполонило эфир.
Думаете, это про сейчас?
Не только. За последние четверть века подобных рыночных катастроф было немало.
C начала 1980-х американский фондовый индекс Dow Jones Industrial рос, не зная крупных просадок. А затем, в октябре 1987 года нескольких разрозненных новостей - о непредвиденном росте торгового дефицита США, напряжённости в Персидском заливе и сильном шторме в Лондоне - оказалось вполне достаточным, чтобы вызвать панику на биржах от Гонконга до США. В "чёрный понедельник" 19 октября 1987 года Dow потерял 508 пунктов, а его падение в процентном исчислении до сих пор остаётся антирекордом.

Кстати говоря, после обвала фондового рынка 33 выдающихся экономиста из различных стран встретилась в Вашингтоне. Обсудив ситуацию, они коллективно предсказали, что следующие несколько лет могли быть наиболее проблемными с 1930-х гг...
Ещё один внезапный биржевой крах приключился в 1998 году на фоне азиатского кризиса и российского дефолта. Тогда вдобавок рухнул крупный хеджевый фонд LTCM. И в СМИ заговорили о конце

А вот как эти (и другие) ужасающие падения выглядят в ретроспективе.

Каждый раз, когда СМИ верещат о финансовой катастрофе, комментируя очередные рыночные пертурбации, так и подмывает спросить: почему же у толпы такая короткая память?
Journal information