Кликабельно.
Денежные власти всегда находятся между Сциллой и Харибдой. Чуть натянешь вожжи монетарной политики - начнёт съеживаться деловая активность и потребительский спрос из-за дорогих кредитов. Чуть отпустишь - надуваются "пузыри" на финансовых рынках и призрак гиперинфляции начинает пугать экономических агентов. Что также угнетает хозяйственную деятельность и покупательную способность.
Небольшая инфографика от BI показывает, что делают и планируют делать центральные банки мира в плане управления денежными агрегатами, пытаясь сбалансировать цели по занятости и по ценам. Красным цветом обозначены те, кто перешли или переходят к ужесточению денежно-кредитной политики, зелёным - кто смягчается или сохраняет мягкость, жёлтым - те, кто не делают ничего, но держат руку на пульсе.
Россия, как видим, не выбивается из основной массы.
Впрочем, учитывая недавний цикл снижения ставок ЦБ РФ, отечественная монетарная политика вполне может быть обозначена как жёлто-зелёная. Её смягчение идёт уже несколько месяцев кряду, но предыдущее, декабрьское ужесточение было настолько резким, что хоть святых выноси.
Другой взгляд на эту карту позволяет прояснить перспективы мировых нефтяных цен. Точнее, производных финансовых инструментов - беспоставочных фьючерсов на нефть, котировки которых напрямую влияют на цены реальных сделок на спотовом рынке. Общее место: послекризисный ценовой рост энергоресурсов был очень во многом обусловлен беспредельно мягкой политикой ФРС США, ЕЦБ и Банка Японии. Их усилиями дешёвые деньги потекли в товарные активы, надув "пузыри" не только в нефти.
Сейчас этот монетарный стимул явно ослабевает. Федрезерв поднимет ставки если не на ближайшем заседании, то до конца года почти точно (вероятность 80%), а уж к марту 2016 - так нет никаких сомнений. ЕЦБ как минимум не будет расширять свои программы наводнения рынков ликвидностью через выкуп активов. Источником дешёвых денег остаются Индия с Китаем, но их валюты не свободно конвертируемы, а центробанки не обладают достаточной рыночной властью, чтобы вздувать цены на активы в остальном мире.
То есть, одним рычагом у роста нефтяных котировок стало меньше.
А если учесть ещё возобновившийся поток бодрых рапортов американских сланцевых нефтедобытчиков о серьёзном снижении себестоимости, то и на какой-либо мощный спад на стороне предложения рассчитывать не приходится. Остаётся, впрочем, надежда, что Китай при помощи монетарных мер сумеет преодолеть нынешние проблемы, сохранив высокий спрос на сырьё.
Journal information